Успешное резюме: 10 важных моментов

Большинству соискателей хорошо известны основные принципы создания резюме: оно должно быть написано грамотно и в деловом стиле, а объём не превышать одной страницы. Однако кроме базовых правил существуют и другие важные моменты. Рассказываем о десяти приёмах, которые помогут сделать ваше резюме ещё лучше.
Ирина Мамаева
Ирина Мамаева
психолог, журналист

1. Только по делу

Первый и, пожалуй, главный принцип создания резюме звучит так:

Задача любого резюме — побудить работодателя пригласить вас на собеседование. Поэтому перед тем как добавить тот или иной пункт в деловой документ, задайте себе вопрос: «Работает ли эта информация на эту задачу?» Если ответ «нет» — смело удаляйте её.

Важно отметить, что одна и та же информация может быть уместна для условной вакансии Х и неприемлема для вакансии Y.

2. Потребности работодателя

Ни одна компания не нанимает работников просто так, лишь потому, что у неё есть на это деньги. Каждый сотрудник в организации выполняет конкретные функции и приносит ей пользу. Другими словами, компания имеет определённые цели и нанимает специалиста для их достижения. Поэтому задача кандидата — показать в резюме, что именно он способен хорошо выполнять эти функции.

То же и с резюме: важно понять, какие потребности есть у работодателя, и попасть в них как можно точнее. Для этого внимательно изучите текст вакансии и доработайте своё резюме в соответствии с его требованиями.

Это не значит, что нужно приписывать себе несуществующие навыки или опыт! Будьте честны, но вынесите «на видное место» именно то, что работает на запрос работодателя, — чтобы он захотел вас «купить».

3. Сопроводительное письмо

В этом материале не будем подробно останавливаться на том, для чего и как составлять сопроводительное письмо, — об этом можно прочитать в другой нашей статье. Скажем лишь о паре нюансов, которые помогут выделиться из потока кандидатов.

Начните с комплимента

Все любят, когда их хвалят, компании в том числе. Коротко и по-деловому отметив в начале письма успехи и достижения потенциального работодателя, вы заработаете себе дополнительные баллы. Это не значит, что нужно заискивать или намеренно пытаться понравиться, не переборщите! Вы откликаетесь на вакансию, значит, компания чем-то привлекла вас, так расскажите об этом.

Отталкивайтесь от интересов компании

То, что вы профессионал своего дела — прекрасно и важно, но в сопроводительном письме в первую очередь нужно показать, как ваши знания и умения помогут решить задачи организации. Внимательно изучите текст вакансии и найдите в ней точки пересечения со своим опытом. Расскажите, как именно он пригодится на этой должности, — опишите ту выгоду, которую получит компания, пригласив вас на работу.

4. Хобби

Один из пунктов, вокруг которого не утихают споры среди рекрутеров, — нужно ли писать в резюме про хобби. Однозначного ответа здесь нет: информация об увлечениях может как сыграть на руку, так и оттолкнуть потенциального работодателя. Чтобы не навредить себе, хорошо проанализируйте информацию о вакансии и компании и подумайте, стоит ли включать в резюме упоминание о хобби или нет.

Указывать хобби имеет смысл, только если оно что-то говорит о ваших личных качествах или навыках, полезных для работы.

5. Личные качества

«Коммуникабельность», «ответственность», «инициативность» — эти слова в разделе «О себе» давно стали «белым шумом», рекрутеры в лучшем случае не обращают на них внимания, в худшем — раздражаются. И дело не в том, что компании не важны личностные особенности кандидата. Просто указание подобных «стандартных» качеств не даёт реального представления о соискателе.

Как же быть? Возьмите 2−3 своих качества, которые считаете важными для позиции, на которую откликаетесь, и «подсветите» их уместным контекстом — расскажите, как пригождались вам эти качества в работе.

Указывайте только те качества, которые будут актуальны для конкретной вакансии. Так, экономисту вряд ли понадобятся на работе творческие способности, а программисту — умение общаться с клиентами.

6. Только правда

Резюме — тот случай, когда врать точно не стоит. Почему?

Во-первых, сегодня любую информацию легко проверить. С помощью интернета потенциальный работодатель может без труда выяснить, что у вас нет высшего образования и трудились вы не директором, а младшим менеджером. Во-вторых, открывшийся факт обмана поставит крест на вашей деловой репутации и возможности когда-нибудь найти достойную работу.

7. Достижения

Одним из важных пунктов резюме является «Успехи и достижения». К сожалению, многие кандидаты пренебрегают им, считая, что хвастаться нехорошо. Но это мнение ошибочно. Работодателю важно знать об успехах соискателя: это даёт представление о потенциале кандидата.

Поэтому обязательно укажите свои основные карьерные достижения. При этом избегайте расплывчатых формулировок: приводите конкретные факты и измеримые результаты.

8. «Активный залог»

Ещё один неочевидный, но важный нюанс, который поможет выделить ваше резюме на фоне остальных. Чтобы показать свою активность, в описании прошлых обязанностей стоит избегать пассивных формулировок вроде «помогал», «участвовал» и т. д. Намного эффективнее использовать варианты «добился», «освоил», «повысил», «внедрил» и т. д.

Работодатель всегда хочет видеть инициативного и ответственного сотрудника, даже если речь идёт о стартовых позициях.

9. Дополнительные опции

По отзывам многих работодателей, соискатели нередко игнорируют дополнительные требования, указанные в вакансии. Потому перед отправкой резюме ещё раз внимательно изучите текст вакансии и выполните пожелания компании, если таковые имеются. Например, начать письмо с определённой фразы, ответить на какой-то конкретный вопрос, приложить фото или ссылку на портфолио.

Обычно мы просим потенциальных авторов приложить ссылки на три своих лучших материала в СМИ и придумать для нас пять тем. К сожалению, не более чем в 30% кандидатов выполняют эти просьбы. Но только они проходят первичный отбор, даже если предлагаемые темы не идеальны, а уровень компетенций не так высок, как нам хотелось бы.
Ольга Синицкая, редактор крупного российского онлайн-портала

10. Проактивность

Итак, миссия (почти) выполнена: вы создали резюме и разместили его на специализированном портале или разослали в интересующие компании. Казалось бы, что на этом работа закончена: можно расслабиться и спокойно ждать откликов. Но как раз сейчас важно не останавливаться, а продолжать действовать.

После отправки резюме в компанию позвоните и убедитесь, что письмо получено. Заодно можно поинтересоваться, в течение какого времени можно ожидать обратную связь. Такая активность покажет вашу заинтересованность в вакансии.

Размещая резюме на портале по поиску работы, не ждите, что компании в тот же день наперебой начнут вам звонить и приглашать на собеседования. Если вы не суперредкий, уникальный, единственный в своей сфере специалист, с этой мыслью можно попрощаться. Потому ежедневно просматривайте вакансии и откликайтесь на интересующие вакансии. Также не забывайте периодически обновлять резюме.

Идеального резюме не существует: оно либо подходит для конкретной должности, либо нет. Потому ваша задача — адаптировать свой опыт и знания под требования вакансии. Но даже если вы всё сделали правильно, а откликов мало — это не повод считать себя плохим кандидатом и опускать руки. Просто продолжайте действовать, и рано или поздно вы найдёте ту работу, о которой мечтаете.

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

🔄 Материал обновлён 10 ноября 2023 года

К другим статьям