Запрещать ли пользоваться интернетом на работе в личных целях?
При этом большинство уверено, что смогло бы приспособиться к жизни без интернета вообще, либо что отсутствие интернета никак не изменило бы их жизнь. Таковы результаты опроса, который служба исследований HeadHunter проводила с 30 января по 10 февраля 2019 года на hh.ru. В нем приняло участие 6444 российских соискателя.
Интернет в личных целях: как часто?
Опрос показал, что 84% респондентов используют интернет в личных целях несколько раз в день, ещё 8% — один раз в день. Это общие данные, независимо от того, когда и где люди выходят в интернет — на работе или в свободное время.
Чаще всего интернетом в личных целях пользуются для проверки почты и соцсетей (так ответили по 87% и 77% респондентов соответственно), чтения новостей и книг (74% опрошенных), общения через мессенджеры (71% респондентов) и прослушивания музыки (68%). Совершают покупки в интернете 61% респондентов, а играют в онлайн-игры — 34%.
Как часто работающие люди выходят в интернет на работе, чтобы временно отвлечься от рабочих задач? Четверть респондентов утверждают, что вообще никогда этого не делают. Треть (33%) поступает так редко, еще 29% — время от времени, и 13% — часто.
Реже других используют интернет в личных целях на работе респонденты из сфер «Рабочий персонал» (51%) и «Транспорт, логистика» (38%).
Самые популярные способы отвлечься от рабочих задач в интернете — чтение новостей или книг (54% респондентов отметили его), проверка соцсетей и почты (по 50% и 46% соответственно) и общение через мессенджеры (37%).
При этом для выхода в интернет только для собственных нужд чаще используют смартфоны (23%), а ноутбуки и стационарные компьютеры чаще используют только для работы или учебы (12% и 18% соответственно).
Как работает запрет пользоваться на работе интернетом в личных целях
Большинство работодателей не запрещает сотрудникам пользоваться интернетом в личных целях: 64% работающих соискателей, опрошенных на hh.ru, отметили, что в их компаниях такого запрета нет. В 10% случаях запрет есть, но фактически его не соблюдают. Только для 6% использование интернета в личных целях может повлечь выговор или замечание (либо люди просто не знают о том, что это нарушение правил внутреннего трудового распорядка). И лишь 2% респондентов ответили, что у них на рабочих устройствах есть специальное программное обеспечение, которое позволяет руководству отслеживать, какие сайты посещал сотрудник. У 18% соискателей на работе заблокирован доступ к ряду интернет-ресурсов.
Больше всего запрет на использование интернета в личных целях распространен в банковской сфере (60% соискателей из этой сферы заявили о том, что в том или ином виде этот запрет у них на работе есть) и меньше всего — в сферах искусства и туризма.
Что изменится, если интернет запретить?
Мы попросили респондентов оценить, каким станет их рабочий день при условии, что они перестанут использовать интернет для отвлечения от текущих рабочих задач. Только 22% респондентов считают, что их рабочий день станет более производительным. Примерно такая же доля респондентов (21%) полагает наоборот — что рабочий день без возможности отвлечься от рабочих задач в интернете станет менее производительным. Большинство же думает, что их производительность никак не изменится.
Больше всего тех, кто считает, что их производительность снизится, если они перестанут отвлекаться от рабочих задач с помощью интернета, оказалось среди представителей сфер ИТ (36%) и HR (24%).
А что, если интернет исчезнет совсем? Большинство респондентов (53%) думают, что отсутствие возможности пользоваться интернетом существенно изменило бы их жизнь, но они смогли бы приспособиться. И 5% опрошенных считают, что отсутствие возможности пользоваться интернетом вообще не изменило бы их жизнь: выше всего эта доля среди представителей рабочих профессий и сферы безопасности (по 13%). Ещё 20% считают, что это мало бы изменило их жизнь. Доля тех, кто придерживается такого мнения, выше всего в сферах добычи сырья и безопасности (по 46% и 33% соответственно).
Только 19% респондентов уверены, что отсутствие возможности пользоваться интернетом полностью изменило бы их жизнь: выше всего эта доля среди соискателей из сферы маркетинга, рекламы и PR (28%) и ИТ-сферы (27%).